четверг, 6 декабря 2012 г.

Создание и продвижение авторской группы Вконтакте. В помощь мастеру hand made.



Друзья, данная статья рассчитана в основном на мастериц-новичков и основана исключительно на собственном опыте и наблюдениях. Я не претендую на абсолютную истинность и с радостью узнаю ваше мнение и опыт на поднятую тему.

*иллюстрация - Мими Ильницкая, http://vk.com/mimi_ilnitskaya

Итак, вы создаете нечто красивое/интересное/полезное/забавное своими руками, у вас возможно есть магазин на Ярмарке мастеров, блог, ЖЖ-страница или даже сайт, и вы решили заняться собственной группой вконтакте и выкладывать в ней свои работы. Или возможно вы уже создали свою группу, но от нее нет никакой отдачи, нет посещаемости, новых участников, заказов и вообще особой радости. Не открою Америки, но попробую систематизировать свои наблюдения и рассказать по пунктам то, что должно помочь вам оживить свою группу.

Как всем известно, вконтакте  каждый день «пропадают» толпы людей, читают статьи, рассматривают фотографии, ставят «лайки», плавно перетекая с одной страницы на другую.  Иметь здесь свою площадку для продаж и заказов кажется очень удобным – никому из пользователей ВК не придется переходить на внешние сайты, чтобы подробнее узнать о вас и ваших работах, ведь часть людей просто игнорируют ссылки на сторонние ресурсы, но с удовольствием посещают «здешние» группы и паблики, подписываясь на них, если нашли что-то интересное для себя. Лично мне, например, удобнее периодически читать новостную ленту ВК и обновления групп, которые меня интересуют, нежели открывать и перечитывать все письма-рассылки тех же самых магазинов в почтовом ящике. Аудитория огромна, нам остается ее а) привлечь,  б) заинтересовать и в) задержать каждого человека у вас в «гостях» как можно дольше. Это достаточно сложно, но выполнимо.
Начнем с внешнего вида ресурса.
Постарайтесь максимально четко и емко назвать свою группу. Некоторое время назад Вконтакте возможно было писать название длиной более 100 символов, что позволяло подбирать в нем как можно больше ключевых слов и увеличивало вероятность быстрого нахождения группы через поиск соцсети. Обращаю ваше внимание – никакие теги в описании или на стене группы местным поиском не отыскиваются, группы на сайте можно найти только по словам, «спрятанным» в самом названии. Но. Неимоверно длинные заголовки, изобилующие знаками восклицания, синонимами и графическими символами, все же чаще раздражают потенциальных участников. Поэтому краткость – тоже чья-то сестра и лучше меньше, да лучше и понятнее. При желании неплохо также сменить адрес своей группы с номера по умолчанию (типа
club123456), на что-то созвучное и запоминающееся.
Аватар. Думаю, он имеет достаточно большое значение, поэтому желательно, чтобы аватар был крупный, яркий, красивый, отражал тему группы. В идеале за основу взять вашу лучшую работу, неплохо бы добавить название группы или ваше имя, возможно – адрес личного сайта.
Описание группы. Опять же – емко, четко, достаточно кратко. Если группа авторская – напишите пару слов о вас и вашем творчестве, о том, что здесь можно найти, создайте такую атмосферу, чтобы человек заинтересовался, выстраивайте цепочку, ведущую с главной страницы к вашим альбомам, основным темам группы. Возможно, имеет смысл упустить описание и разместить в группе меню с помощью вики-разметки, это выглядит оригинально, солидно и интересно. Создание красивого меню – совсем не сложное занятие, существует масса доступных мастер-классов и полное описание возможных кодов (http://vk.com/wiki).
Теперь непосредственно о наполнении. Априори будем считать, что качество ваших творений на высоте. Будет замечательно, если фотографии ваших работ также будут высококачественными. Ведь человек видит ваш товар только по этой картинке, он не может повертеть и пощупать его, необходимо привлечь его внимание и максимально интересно и выигрышно представить каждую вещицу. То есть четкие, детальные фотографии, желательно с нескольких ракурсов, красивая композиция и красочность – приведут вас к успеху. В сети есть множество статей на тему фотографирования хенд-мейда с советами вроде «как выжать всё из своей мыльницы», владение фотошопом на базовом уровне (кадрирование, яркость-контрастность, помещение своего логотипа или просто имени) также пригодится (если будут вопросы – обращайтесь, попробую помочь)). Попытайтесь превратить фотосъемку работ в игру, в свое отдельное хобби, в гонку за лучшим кадром, удивляйте.
На мой взгляд, важно четко структурировать ваши работы по тематическим альбомам. Возможно, этот пункт очевиден, но все же встречала авторские группы рукодельниц, в которых есть альбом под кодовым названием «альбом-номер-раз» и в нем размещаются все работы мастера, подряд, без разбора, которые бывают и выполнены совсем в разных техниках. А альбом «номер два» создается только когда первый заполнен под завязку, что по меркам вконтакте составляет 501 фотографию. А теперь представьте себе человека, которые где-то увидел вашу работу, перешел в группу и ищет теперь интересующую его вещь. Думаю, не у каждого хватит терпелки и времени пересмотреть все 500 снимков. У меня бы не хватило точно.
Темы и обсуждения – тоже важные элементы вашей группы, в которых вы можете общаться с участниками, рассказывать о себе и своем творчестве, публиковать интересные статьи из сети, затевать игры, на что хватит вашей фантазии. Для авторской группы скорее не стоит оставлять возможность создания обсуждений для всех участников, потому что скорее всего сразу польется спам, но это ваш личный выбор.
Видео, аудиозаписи – возможно, вы захотите выложить свой видео-мастер-класс или просто добавить какие-то записи, касающиеся вашей тематики или просто для создания настроения. Опять же – возможность добавления этих элементов не администрацией группы лучше ограничить, чтобы избежать лишнего спама.
Стена – один из основных способов не потерять имеющихся подписчиков. Далеко не все специально смотрят обновления групп, на которые подписаны, у многих в подписках неимоверное количество страниц с разной тематикой, но большинство все же часто читают свою новостную ленту. Ваша задача – систематически попадать в эту ленту к своих читателям и стараться заинтересовать их. Неплохой вариант – создавать тематические подборки, публиковать мастер-классы, советы, фотографии, свои новые работы, опросы, пересекающиеся с тематикой вашей группы. При этом важно не впасть в крайность и не пестрить сообщениями круглосуточно с периодичностью каждые пять минут. Из такой группы скорее всего тоже быстро все разбегутся, если только информация не действительно ценная и интересная.
И, наконец, о привлечении посетителей. Какое-то время назад, когда я только-только создала свою группу, вконтакте была возможность приглашать любых пользователей, которые это позволяли в своих настройках, максимум сорок человек в день. Не так много, но это хоть как-то позволяло распространять информацию о ресурсе. Мне такая рассылка не помогала – я не сидела каждый день, рассылая приглашения, поэтому в моей группе тогда набралось порядка 400 участников. Сейчас, как известно, можно приглашать только своих друзей, что также ограничивает возможности, если только вы не зададитесь целью насобирать тысячи-тысячи друзей и потом всем им систематически посылать приглашения в свою группу. Рассылка личных сообщений с приглашениями – приемлемый вариант, но скорее всего мало что даст – во-первых, вконтакте есть (по крайней мере, было) ограничение на количество сообщений в день пользователям, которые не являются вашими друзьями; во-вторых, вас скорее всего рано или поздно определят в спам и придется восстанавливать свой аккаунт; да и в конце концов, сужу по себе – я крайне редко перехожу по ссылкам таких вот спам-сообщений, только если рекламный текст-замануха меня реально заинтересовал, что случается только в порядке исключения. Это повод написать максимально интересное сообщение, плюсом будет персонализация – мы всегда обращаем внимание на письма, в заголовке которых есть обращение к нам по имени, не так ли? Использование ботов и спец-программ для быстрой накрутки участников - вообще тупиковый вариант, по-моему. Результатом будет бан группы и аккаунта. А если и нет – зачем вам сотни «мертвых душ», которые не дадут абсолютно никакого отклика и не станут вашими потенциальными заказчиками? Исключительно ради цифр?..
По своему опыту советую вам составить список тематических групп вконтакте, связанных в нашем случае с рукоделием, дизайном, декором и всем подобным. Выберете в поиске самые крупные и известные из них. Здесь практически вся ваша целевая аудитория. Ну и конкуренты ваши тоже все тут… Практически в каждой такой группе существуют альбомы под названием вроде «Ваши творения/творчество подписчиков/шедевры ручной работы и т.д.», где с бешеной скоростью появляются работы мастериц, чаще всего со ссылками наих собственные группы и паблики. Если вы периодически будете размещать здесь свои работы и ссылки, но через какое-то время к вам проявят интерес, ваши работы станут более узнаваемы, и дело сдвинется с места. Хороший вариант – договориться о размещении информации о вас и ваших творениях на стене этих крупных групп. Тут вариантов масса, например, некоторые рукодельные группы позволяют участникам самостоятельно постить на стене свои сообщения и не удаляют их, но такой вариант не самый продуктивный: сообщение от вашего имени на стене чужой группы не появится в общей новостной ленте, а наша цель – попасть именно в нее,  ко всем подписчикам раскрученной группы. Для этого необходимо, чтобы администрация группы сама о вас написала, разместив ссылки и фотографии на своей стене. Условия такого размещения во всех группах разные – стоит списаться с контактным лицом или администратором группы и подробно узнать, есть ли такая возможность. Неплохой способ – договориться об обмене ссылками или рекламными сообщениями с близкими по тематике группами, желательно конечно не с прямыми вашими конкурентами, но со схожей аудиторией. Это и правда действует, попробуйте, проследите статистику посещений, чем грамотнее, разнообразнее и систематичнее вы будете размещаться, тем быстрее вы начнете путь к поставленной цели.
Ну и еще один распространенный способ продвинуть свою группу – это розыгрыш подарков, так называемых в рукодельной среде «конфеток», приуроченных к определенной дате или без всякого повода. Предлагая нечто оригинальное и интересное, вы повышаете шансы, что люди захотят получить ваш приз и не сочтут слишком утомительным выполнить условия вашего розыгрыша. Соответственно, как вы уже знаете, основным условием вступления в подобную лотерею является всевозможное распространение информации и ссылок на ваш ресурс. Конечно, не исключено, что после розыгрыша подарка большая часть новых подписчиков бесследно исчезнет. Но ведь не все же, правда?) По крайней мере – этот способ работает, иначе не появлялось бы каждый день столько «конфетных» сообщений в ленте и в блогосфере :)

Вот, собственно и всё, что я хотела сказать вам по данной теме. Надеюсь, вышло не слишком длинно и нудно :)…
С радостью отвечу на все ваши вопросы и с нетерпением жду ваших комментариев.

(с) Евгения Волосова
*копирование и распространение возможно с указанием имени автора и ссылкой на источник

15 комментариев:

  1. Женя, я на вас подписана вконтакте и даже не задумалась, что вы и в блогах есть. С удовольствием подписываюсь и тут )) Ваши работы отличаются изысканностью и особым стилем. Меня они вдохновляют, жаль на свою лепку не так много времени есть )
    А по статье, все очень четко и грамотно. На мой взгляд и добавить нечего. Я хоть и не новичок в рукоделии, но о группе как-то не задумывалась пока друзья не стали спрашивать про личные странички в соцсетях. Ваша статья мне как нельзя кстати.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лена. Спасибо большое за добрые слова в адрес моих работ!) Я и в блогах, и в ЖЖ есть, но появляюсь тут гораздо реже, чем бываю вконтакте...
      Очень рада, что статья оказалась полезной для вас)

      Удалить
  2. Жень,а ты знаешь чем отличаются страница и паблик.и еще не понимаю,как в группе можно сделать очередь на модерацию?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, паблик могут просматривать все без исключения,а группу - только пользователи вконтакте и если она закрытого типа - только участники группы.
      Очередь на модерацию, если я верно тебя поняла, возможна при закрытом типе группы (настройка изменяется на странице управления группой). То есть при открытом типе вступить в группу может любой желающий пользователь вконтакте. При закрытом типе пользователь может оставить заявку на вступление и тут тебе решать - принимать его или нет.

      Удалить
    2. я имела ввиду модерацию постов.вот в декор совершенство все пишут на стену,а модератор потом отбирает,вот это интересно.

      Удалить
    3. Ааа, эта функция называется "Предложить новость", находится на стене и как я предполагаю, она доступна только для публичных страниц. В группах такого нет.

      Удалить
  3. с удовольствием прочитала! про менюшку не слышала, поглазею

    ОтветитьУдалить
  4. Жень,приветик! мне твоя статья ооочень понравилась и она так кстати для меня)))я вот все-таки решилась после НГ делать работы на заказ(ну чтоб хоть как-то окупить свои хомячьи запасы) и вот как раз подумываю создать группу))спсибо тебе))еще ни раз вернусь и прочитаю))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нюта, привет!) Спасибо большое за отзыв, рада, что статья пригодится!)

      Удалить
  5. Большое спасибо что так развернула тему ))) Очень кстати!

    ОтветитьУдалить
  6. Женя, вы прямо "озвучили" мои мысли)))Очень полезная информация! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. Женя я сама сейчас именно создала группу и ищу хоть какие то подсказки и наткнулась на эту статью после всего что я перечитала твои советы самые полезные потому как собирать боты или платить неизвестно кому не хотелось бы.Спасибо))Буду пробовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада,что статья понравилась) Успехов вам с группой!

      Удалить

Всегда рада узнать Ваше мнение :)